Немецкое издание Bayernkurier сообщает, что в Германии популярность, так называемого «мусорного» телевидения идет к закату. Ну, что же можно порадоваться за немцев, что им осточертела безвкусица и бесконечное обмусоливание тем «ниже пояса». Очень хочется, чтобы и в России подобные телеканалы потеряли своего зрителя.
Перевод осуществлен переводческой артелью «Северная коза»
«Мусорное» телевидение теряет своего зрителя
23 марта 2013 года
Доминик Заутер
Всё более тающий контингент зрителей телеканала РТЛ, не имеющего новых, инновационных программ.
Кёльн. Так называемое «мусорное телевидение» теряет своего зрителя. Во всяком случае, именно к такому выводу приходишь, когда речь идёт о зрительском контингенте линкора «мусорного ТВ» – телеканала РТЛ (RTL Television — крупнейший коммерческий телеканал Германии со штаб-квартирой в Кёльне – прим. пер.). С ним всё понятно: телеканал уже годы и годы не создаёт новые, действительно успешные шоу, а теперь уже уменьшается отдача и от проверенных временем «классиков». Канал должен реагировать на эту тенденцию, по мере возможности делая ставку в будущем на более серьёзные программы.
Можно с уверенностью утверждать, что это мнение разделяет большинство в Германии: «Уровень телевидения непрерывно падает». И это мнение недалеко от истины. Однако коммерческий успех дает телекомпаниям, в первую очередь, группе РТЛ, право на то, чтобы рассчитывать с помощью и без того сомнительных в интеллектуальном плане программ на привлечение к экранам масс зрителей.
И вот сейчас, похоже, медленно, но верно немецкий телезритель наелся досыта так называемым «мусорным ТВ». Зрительские рейтинги новых передач от РТЛ, таких как «7 дней секса», находятся на том же низком уровне, как и у еле тёплого и не первый раз заваренного классического телесериала «Даллас». В феврале на долю РТЛ приходилось лишь 11,3% от телевизионного рынка – худший результат за последние 20 лет. В сфере вечерних передач низкозатратные реалити-шоу в формате «псевдодокументалистики», например, «Середина жизни», оказались хотя и не разорительными, но болезненными провалами. К тому же кёльнскую группу телеканалов сотрясли скандалы: одну из серий псевдодокументального «7 дней секса» пришлось недавно убрать из вещания, потому что одна из участвовавших в ней любовных пар оказалась сводными братом и сестрой. Формат запланированного сериала «Взрыв рождаемости – добро пожаловать в жизнь», предусматривавший отслеживание жизненного пути некой молодой семьи вплоть до родильной палаты и собственно процесса родов, был блокирован «красно-чёрным» коалиционным сенатом Берлина: отвечающий за соответствующее направление деятельности сенатор от партии ХДС Марио Чайа, не долго думая, отказал в проведении съёмок в больницах столицы.
Ранее РТЛ мог позволить себе незначительные скандальчики и провалы при запуске новых телепрограмм, поскольку всегда мог вернуться к надёжным, неувядающим темам. Однако вот уже и «классика» выходит в тираж. В прошедший уикэнд лишь 3,69 миллиона зрителей предпочли посмотреть кастинг-шоу «Германия ищет суперзвезду», в то время как на пике популярности этой передачи, в 2005 году, она собирала вчетверо больше.
И проблема, в первую очередь, заключается в отсутствии новизны продукции кёльнского телеканала. Все успешные проекты РТЛ имеют уже немало лет за спиной: «Германия ищет суперзвезду» стартовал в 2002-м, «Суперталант» – в 2007-м, «Лагерь в джунглях» – в 2004-м, а «Кто хочет стать миллионером» с ведущим Гюнтером Яухом берёт свое начало с 1999 года. В этом же ряду и транслирующаяся с 1992 года по будням надёжная «мыльная опера» «Хорошие времена, плохие времена» и тележурнал общественного характера «Эксплозив», в своих сегментах по-прежнему удерживающие лидерские позиции. Чего РТЛ не хватает, так это ходкой новинки. Чего-то нового, свежего, новаторского. Дешёвые в производстве реалити-шоу «псевдодокументального» формата оказались вовсе не тем, на что рассчитывал кёльнский медиагигант.
Осознание того, что от новых вариаций старых форматов «мусорного ТВ» взять уже нечего, похоже проникло и на властные этажи группы телеканалов. Ходят слухи о том, что ответственные лица в РТЛ размышляют о создании нового шоу с дуэтом ведущих в лице Томаса Готшалька и Гюнтера Яуха. Размышления о том, почему в одной передаче снова сводят возрастных телевизионных тяжеловесов, соответственно, 62 и 56 лет, приводят экспертов к двойной трактовке. Согласно одной, это можно рассматривать как адресацию к старшей возрастной группе. Согласно другой, этот проект является следствием очевидного отсутствия перспективной молодой смены. Конкуренты, например, дуэт Йоко-Клаас на частном телеканале Pro.Sieben, выглядят заметно более свежими и интересными. Их успех доказывает, что хороший сбор аудитории может гарантировать не только очередная ступень вниз по лестнице безвкусия. В зрительском выборе и замшелых программах РТЛ можно прочитать, что бывший когда-то флагманом немецкий телеканал неумолимо дрейфует на задворки бизнеса. И если кёльнцы не хотят потерять ещё больше в своем влиянии, то радикальные методы лечения кажутся неизбежными. Для обозревателей и телевизионных зрителей жалкое состояние РТЛ доказывает также, что лучшие времена «мусорного телевидения» прошли.