27 января 1944 года — конец блокады Ленинграда. Как Шостакович создал Ленинградскую симфонию под разрывы снарядов

Защитим город Ленина

27 января 1944 года Красная армия полностью разорвала кольцо немецких и финских войск вокруг Ленинграда. Героическая оборона Ленинграда завершилась победой советского народа над иноземцами.

Сила духа и сила оружия советских людей, прежде всего ленинградцев отстояли город на Неве. Свой вклад в укрепление духа наших людей внёс композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович своей легендарной 7-й симфонией («Ленинградской»), созданной им в основном в 1941 году в городе Ленинграде. Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию».

Из репортажа телеканала «Культура»: 

«Знаменитая Ленинградская», так назвала эту симфонию Анна Ахматова. Дмитрий Шостакович писал ее в доме, который едва ли не каждую минуту сотрясался от взрывов. «Моим оружием была музыка», – скажет композитор позднее. Седьмую симфонию, затаив дыхание, слушал весь блокадный Ленинград. Воодушевляющую игру Большого симфонического Оркестра Ленинградского радиокомитета транслировали на весь город по громкоговорителям и радио. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда услышали эту музыку. Ведь они считали, что город мертвый. Побывавший на премьере Давид Ойстрах записал: «… слушатели и исполнители пережили минуты большого волнения, радости и скорби, великой гордости за наш народ… музыка Шостаковича прозвучала как пророческое утверждение победы над фашизмом».

Рассказывают «Новости культуры» о событиях 1941 года:

В консерватории, где работал Шостакович, как и во всех ВУЗах, июнь – время напряженное, сессия. «Я с утра и до ночи на экзаменах и на исполнениях», – писал композитор за четыре дня до начала войны. А уже в первые ее дни принял решение пойти в армию добровольцем. Трижды писал заявление. Вердикт был суров – «вы должны ограничить свою деятельность писанием музыки». Предлагали уехать в эвакуацию. Шостакович долго отказывался. Он хотел быть со своим городом, делить его судьбу. Наравне со всеми дежурил на крыше в качестве пожарника-добровольца. Портрет Шостаковича в пожарной каске поместил на свою обложку британский журнал «Таймс». После отбоя тревоги композитор часто гулял по осажденному городу. «С болью и гордостью смотрел я на любимый город», – вспоминал он. В это время Шостакович уже работал над своей 7-й симфонией. Работа шла стремительно. Третьего сентября была закончена первая часть. 17 – 2-я, а 29-го – 3-я.

«В творчестве Шостаковича она занимает центральное, очень важное место, – говорит вдова композитора Ирина Шостакович. – Она написана в Ленинграде во время войны и закончена в Куйбышеве. Шостаковича вывезли самолетом уже когда замкнулось кольцо блокады и наступили блокадные ужасы».

В Советском Союзе симфонию играли в разных городах, премьера состоялась в Куйбышеве 5 марта, но в историю вошло легендарное исполнение в блокадном Ленинграде. Ноты вместе с медикаментами в осажденный город доставил спецсамолет. Вскоре на улицах Ленинграда появились объявления: «Дирижер Элиасберг собирает музыкантов». Оркестрантов отзывали с фронта, искали по госпиталям. Концерт состоялся 9 августа. Именно на этот день фашисты назначили банкет, уверенные, что Ленинград уже будет взят. Вместо этого в Большом зале Ленинградской филармонии были зажжены все хрустальные люстры, и звучала великая музыка.

 

Из воспоминаний Дмитрия Шостаковича и его современников о том, как создавалась и исполнялась симфония:

Ольга Бергольц (поэтесса):

«Для всех моих современников композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович – это часть жизни, часть биографии.
Когда началась война, Дмитрий Дмитриевич остался в Ленинграде, но самое главное и, непонятное ни для кого, кроме советского народа, – он продолжал творчески работать. И никогда, как он сам говорил, он так великолепно и творчески не работал, как в эти дни, как в дни смертельной угрозы нашему городу Ленинграду. Есть много замечательных примеров мужества и самоотверженности ленинградцев. Один из таких примеров – это речь Дмитрия Дмитриевича Шостаковича 16 сентября 1941 года по Ленинградскому радио. Мы, работники радиокомитета, боялись главным образом одного – чтоб не было накладки – лишний шум, лишние звуки… А здесь накладка определялась бомбежкой или артобстрелом. И вот Дмитрий Дмитриевич – ужасно тогда худощавый, стал говорить:
– Час  тому назад я закончил партитуру второй части моего нового большого произведения – симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда я назову это новое свое сочинение Седьмой симфонией».

Дмитрий Шостакович (Московский большевик, 1942, 19 апреля):
«Отлично помню даты. Первая часть была закончена 3 сентября, вторая часть – 17-го, третья часть – 29 сентября. Работал я и в ночное, и в дневное время. Случалось, что во время работы били зенитки и падали бомбы. Я все-таки не прекращал писать.
25 сентября в Ленинграде я отпраздновал день своего рождения. Мне исполнилось 35 лет».

Карл Элиасберг (Из интервью, взятого О. Дворниченко):
«Не могу припомнить, кому первому пришла в голову мысль – сыграть Симфонию в осажденном Ленинграде… Уже первое ознакомление с партитурой симфонии повергло меня в ужас. Симфония написана для двойного состава медных и увеличенного – деревянных и духовых. Такого количества музыкантов, разумеется, у нас не было. И взять в осажденном городе их было неоткуда.
Естественно, что наши мысли обратились к музыкантам, находившимся в рядах армии Ленинградского фронта…
Первое исполнение было назначено на 9 августа. Проснулись мы в этот день под звуки артиллерийской канонады. Канонада прекратилась около 5 часов дня. Когда оркестр вышел на эстраду, весь зал встал… В программе была только симфония. Трудно передать атмосферу, царившую в переполненном зале Ленинградской филармонии. В зале преобладали люди в военной форме. Многие бойцы и офицеры приехали на концерт прямо с передовых»
.

Е. Линд (учитель, руководитель школьного музея, из интервью, взятого О. Дворниченко):
«Билеты на премьеру Седьмой симфонии в Ленинграде давали как награду.
И вот на сцене появились восемьдесят музыкантов оркестра, те, которые пережили блокадную зиму, военные с нашивками ранений, в бушлатах, в гимнастерках, в летной форме.
Появился Элиасберг в безукоризненном фраке, в белоснежной манишке, поднял дирижерскую палочку, и микрофоны,
настроенные звукорежиссером, возвестили миру о колоссальной моральной победе Ленинграда в этот день».

Использованы материалы сайта live.shostakovich.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

9 комментариев к записи “27 января 1944 года — конец блокады Ленинграда. Как Шостакович создал Ленинградскую симфонию под разрывы снарядов”

  1. YaTyOnOnaRUS USSR-Russia       :

    Поняв, что пушками и блокадами нас не взять, запад начал долбить нас через телевизор.
    Что делать будем, защитники?

    • николай кузнецов USSR-Russia       :

      Зайди ко мне на фэйсбук , и узнаешь, что готовят уже более 20 лет.

  2. Бугуруслан USSR-Russia       :

    Как сказал «Маэстро»: «Будем жить!»

  3. Саша United Kingdom:

    Спасибо за инфо

  4. николай кузнецов USSR-Russia       :

    Кстати, я ты он она- это следующее ( после развала ВПО) название передачи «Отзовитесь горнисты» в 1989 году, я лично был одним из ведущих в течении 2,5 лет.

  5. Good post! We will be linking to this great post on our website.
    Keep up the great writing.

  6. It’s remarkable to go to see this web site
    and reading the views of all colleagues concerning this post, while I am also
    zealous of getting familiarity.

  7. Ciao ragazzi, vi segnalo molti articoli interessanti presenti su 27 января 1944 года — конец блокады Ленинграда.
    Как Шостакович создал Ленинградскую симфонию под разрывы снарядов | Информбюро СТАЛИНГРАД, visitatelo davvero perchè molto utile
    e ben fatto.

  8. Unquestionably believe that which you said. Your favorite justification seemed to be on the net the easiest thing to be aware
    of. I say to you, I certainly get irked while people think about worries that they plainly do
    not know about. You managed to hit the nail upon the top and defined out the whole thing without having side-effects , people could take
    a signal. Will likely be back to get more. Thanks

Оставить комментарий


Rambler's Top100
Сайт работает на хостинге Beget.ru