Виктор Мартынюк
Вступает в силу один из самых скандальных законов – «Об образовании»
Вряд ли сегодняшние первоклашки осознают свое особое положение. 1 сентября 2013 года вступает в силу Закон «Об образовании в РФ», и они, если так можно сказать, станут его первопроходцами «от и до», и в процессе всего школьного обучения испытают на себе максимальное число новаций. Радость будет с кем разделить – с родителями, которым предстоит пройти со своими чадами не менее интересный путь, ну и, конечно же, с учителями, которые пусть и много чего уже повидали в жизни, но тут все же дело особенное – новый уклад.
Официальные источники просто слов не находят, чтобы расхвалить новый образовательный уклад. Отдельная, конечно, гордость, что новый закон был наконец-то принят после столь мучительно долгого ожидания. «Вынашивался» он несколько лет и, наконец, был вчерне представлен людям в мае 2010 года. Педагогически подкованная общественность ознакомилась с текстом, обомлела, протерла глаза, прослезилась – и давай слать в Минобр депеши с требованиями немедленно поправить то или это. Уж больно неказистым дитя оказалось: ошибка на ошибке, противоречие на противоречии, неясность, местами помноженная на глупость.
Всего за два с половиной года, пока алмаз оттачивался в бриллиант, в адрес профильного думского комитета поступило 600 000 обращений граждан и порядка 40 000 коллективных обращений. Авторы и лоббисты законопроекта торжествующе рапортовали, что изначальный и правда неказистый (что уж греха таить) текст благодаря предложенным поправкам изменился и похорошел. Но только спецы, изучая усовершенствованный вариант, все так же раздосадованно цокали языками. Только что они могли противопоставить Минобру? Да и тот, признаться, к дискуссиям был вообще прохладен.
В итоге «усовершенствованный» законопроект был принят со всеми «совершенствами», которые вызывали как минимум озабоченность у педагогов и несогласных законодателей. Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов («Справедливая Россия») в своем комментарии на официальном сайте партии напомнил о ключевых претензиях общественности к документу, который отныне будет определять судьбу мальчишек и девчонок, а также их родителей. Тут и неясности с начислением стипендий с отказом от «потолка» тарифа на общежитие в 5%, тут и переименование образовательных учреждений в «организации». Вроде бы пустяк, но вот только в Конституции сказано о гарантиях бесплатного образования для учащихся образовательных учреждений, а не организаций. Отдельная тема – утверждение федеральных стандартов, которое в новом законе не предполагается прозрачным, в то время как справороссы настаивали на том, чтобы такие принципиально важные нормы перед своим принятием проходили массовое обсуждение. Ну а говорить лишний раз о сокращении мест в вузах и слиянии «неэффективных» с «эффективными» и нет желания.
«Тем не менее надежды на улучшение остаются, – завершает на ободряющей ноте свое выступление зампред. – Уже сейчас возникает понимание даже у тех, кто недавно с пеной у рта агитировал за этот закон, что его нужно менять. Мы свои предложения готовы внести в любой момент».
Разумеется, Дума на то и существует, чтобы вносить разные совершенствующие поправки. Но только Минобр желает верить лишь «жареному петуху»: когда тот клюнет в больное место – принимаем меры, полируем формулировки, уточняем термины. А пока можно и не напрягаться.
Прямо как в школе.
В беседе с обозревателем KM.RU президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков не нашел ни единого просвета в новом Законе «Об образовании в РФ»:
– У меня вызывает опасения весь этот закон, а не какие-то его отдельные положения. Об этом мы уже много говорили еще тогда, когда он рассматривался как проект. Этот закон впитал в себя буквально все самые отрицательные стороны существующей системы российского образования, которые выявились в течение последних 15 лет. Он впитал и узаконил все самые не просто спорные, а отрицательные элементы.
Например, он узаконил нормативно-подушевое финансирование системы образования – принцип, навязанный и России, и целому ряду европейских стран американскими советниками. Он впитал в себя Единый государственный экзамен, который сперва был экспериментом, затем стал отдельным законом, а теперь уже – частью Закона «Об образовании» как единая форма аттестации учащихся.
Он впитал в себя также изменения, произошедшие у нас в связи со вступлением России в Болонское соглашение, предполагающее двухуровневую систему высшего образования – бакалавриат и магистратуру. Впитал в себя положение Федерального закона № 83, предусматривающего изменение статуса муниципальных учреждений. Теперь школы могут зарабатывать деньги, а в связи с тем, что бюджетное финансирование образования будет сокращаться, что видно по трехлетнему бюджету до 2015 года, фактически школы будут просто вынуждены зарабатывать деньги сами.
Ну и самое страшное заключается в том, что этот закон фактически вычеркнул из жизни начальное профессиональное образование в России. Видимо, посчитали, что подготовка квалифицированных рабочих России просто не нужна: ведь рабочие места все равно будут занимать гастарбайтеры. Закон не урегулировал систему оплату труда педагогических работников: соответствующих положений в законе просто нет, хотя мы и настаивали на том, чтобы были прописаны положения о регулировании системы оплаты труда педагогических работников.
В предыдущем законе, который был принят в 1992 году, а потом еще дополнен целым рядом поправок, было прописано, что федеральные государственные образовательные стандарты принимаются отдельными законодательными актами. Теперь же все это отдано на откуп министерству, в котором профессионалов сегодня практически нет. Это значит, что чиновники, которые понятия не имеют, что такое школа и школьное образование, которые не знают, что такое процесс обучения, будут утверждать стандарты образования – и начального, и среднего, и высшего. Это не просто упущение или ошибка: это настоящее преступление, потому что стандарты образования – исключительно важная, принципиальная составляющая. Их должны разрабатывать специалисты, потом выносить результаты на суд образовательного сообщества и вносить в парламент в виде законопроектов. Согласно же новому закону, обсуждение предлагаемых стандартов специалистами не предусмотрено.