Россия, курды, «Братья-мусульмане», Турция…

Мурадян

Мнение Игоря Мурадяна

«Братья-мусульмане» в Москве и повсюду 

В конце 70-х годов советское руководство получило донесение о том, что в городах Ферганской долины Узбекистана, в Чечено-Ингушетии, в Уфе, Казани, а также в Москве имеются организации и группы международной ассоциации «Братьев-мусульман». После многолетней контрразведывательной деятельности российских спецслужб, данная ассоциация стала ведущей исламской организацией в регионах России, в том числе и в Москве.

Это данность, и любое государство вынуждено смириться с этим, предпочитая сотрудничать с «братьями». Одной из задач распространения сети ассоциации в различных странах является формирование рычагов давления на данные страны со стороны некоторых арабских государств. Вместе с тем, «Братья-мусульмане» — это органическая часть международных политических клубов политического, религиозного финансового и культурологического характера. Эта ассоциация весьма разнообразна, вряд ли достаточно централизована и все более обретает этнический характер. Например, в последние три–четыре десятилетия «братья» стали распространяться среди армян-мусульман суннитского толка в Турции.

За всю историю отношений СССР и России с арабскими государствами так и не удалось установить достаточно доверительных и предметных отношений с лидерами различных «лож» «Братьев-мусульман», которые, как правило, отсылали представителей России к различным светским политическим деятелям. В отличие от России, Великобритания, Франция, Германия, Италия и США располагают весьма глубокими отношениями с «братьями», причем, по всей «горизонтали» отношений, людей и обстоятельств.

В бытность Советского Союза этот пробел внешней политики компенсировался широким влиянием Москвы, тесными отношениями со многими арабскими и исламскими странами. Сейчас внешняя политика России постоянно наталкивается на данную ограниченность своих связей. Кроме того, возникло новое обстоятельство – «братья» в различных арабских странах стали согласовывать свою деятельность, в том числе в плоскости правительств, в российском направлении. По мнению одного из палестинских интеллектуалов, СССР слишком увлекся так называемыми секулярными левыми движениями и режимами и потерял ценное время, когда Москва имела более обширные возможности.

В настоящее время в Москве происходит (вернее, продолжается) разработка концепции политики в отношении Ближнего Востока. При этом, эта работа происходит в довольно странной атмосфере: невысокая роль Министерства иностранных дел, ограниченные возможности российского экспертного сообщества, коммерческие настроения в Администрации президента, Министерства обороны и отсутствие заинтересованности весьма ответственных структур.

Возможно, имеются признаки того, что консервативно мыслящие российские дипломаты и другие специалисты предпочитают настаивать на развитии многосторонних отношений, не делая особого акцента на отдельные государства и политические движения. Российские дипломаты признавали, что на протяжении последних двадцати лет любое предложение или  инициативы сделать некоторый «крен» в направлении шиитских и христианских общин вызывали противление определенных кругов в МИД (советской школы), а также, видимо, некоторых политиков, связанных с нефтяными, газовыми, военно-промышленными компаниями. Не исключено, что «братья» осуществляют некоторое влияние на политические и коммерческие круги в Москве.

В последнее время произошли заметные события в развитии отношений России с шиитскими и христианскими общинами на Ближнем Востоке, прежде всего, в Ливане, Сирии и отчасти в Ираке. Данные контакты на высоком уровне довольно запоздалые, но в них оказались заинтересованными многие этно-религиозные сообщества региона. Вместе с тем, проблему сближения России с шиитским миром весьма внимательно отслеживают «братья», и они не оставят без соучастия данные процессы.

Ранее Россия совершила «ошибки», в вернее, политическое недомыслие в отношении Ирана, надеясь, что иранцы скоро забудут это и прибегут по мановению пальца. Но иранцы могут делать благодушный вид, но не простят такого отношения к ним.

В настоящее время, политическое руководство Ирана, при полном согласовании, приняло курс на быстрое урегулирование отношений с США. Важное значение может иметь политика России в отношении Ирака, где имеются значительные финансовые интересы, связанные с участием российских компаний в добыче нефти и газа.

Выясняется, что интересы России, США и Ирана в Месопотамии во многом совпадают, в том числе, по таким важным вопросам, как территориально-государственная целостность страны и создание курдской государственности. Россия проявляет больше внимания к курдам, которых нарочито игнорировала долгое время, так как развертывание экономического и политического присутствия в Ираке вряд ли возможно без отношений с иракскими курдами.

Аналогично поступает и Иран, который много лет находился во враждебных отношениях с иракскими курдами. Политика США в отношении иракских курдов стала более умеренной, и, видимо, наиболее благоприятный период для признания курдского суверенитета прошел.

С возвращением Республиканцев в Белый Дом в Вашингтоне может быть реанимирован интерес к созданию суверенного курдского государства в Ираке, но в настоящее время американцы вновь стали необходимыми в Ираке, что воспринимается иракским обществом с большими ожиданиями, и это, конечно же, потребует отстаивания США территориально-государственной целостности Ирака.

В регионе имеются две основные силы, остро заинтересованные в развале Ирака и, тем самым, — возникновении крупного и долговременного регионального конфликта, связанного с возникновением нового суннитского государства и курдского государства в Северной Месопотамии, — это, конечно же, Израиль и Саудовская Аравия.

Россия изо всех сил пытается проводить политику под кальку американской политики, то есть, по принципу «позитивной равноудаленности», «дуалистичности», словом «нашим – вашим», как и положено империи. Во всяком случае, таким образом воспринимают эффективную политику в Москве. Но США уже отказались от данных подходов, или вернее, применяют метод сочетания «разнообразия и ротации» в отношении партнеров. Пока нет уверенности, что этот подход оправдан и приведет к более-менее успешным результатам, но, в любом случае, такую политику может проводить лишь могущественное государство, не переживающее национальный кризис.

Россия с трудом сдерживает вполне реальную внешнюю и внутреннюю агрессию, все еще не имеет адекватной правящей элиты. Возможно, именно в наступательном стиле ей и суждено выбраться из этого «застойного болота», но отсутствует главный фактор – амбициозное общество. Крупная и влиятельная региональная держава может иметь на каждом направлении только одного партнера или одну группу партнеров. Вместо того, чтобы гоняться за двумя зайцами, можно было бы раздавить одну змею, но духа не хватает.

Москва начинает понимать, что у нее имеется перспектива усиления своего присутствия на Ближнем Востоке в «связке» с США и Ираном, которые весьма заинтересованы в усилении шиитского «пояса». События в Сирии, несомненно, привели к сочетанию интересов США, Ирана и России. Все три державы понимают, что дистанция курдского государственного образования от Багдада, так или иначе, приведет к его сближению и зависимости от Турции.

В настоящее время ни одно из направлений чрезмерного усиления Турции не может устраивать американцев, русских и иранцев. Все может пойти по весьма благополучным маршрутам, если данные три державы не продолжат игры в конфронтацию. Между тем, данная игра очень легко возобновляема.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Rambler's Top100
Сайт работает на хостинге Beget.ru