Пол Крейг Робертс: США стремится заманить Японию в военное окружение Китая

PAUL-CRAIG-ROBERTS

США стремится использовать Японию в своих интересах для военного сдерживания Китая. Центром международных и стратегических исследований (CSIS) опубликована статья «Японо-американский альянс. Установление стабильности в Азии», в которой недвусмысленно поясняется, что либо Япония будет послушным орудием в руках США, либо, потеряв поддержку Соединенных Штатов превратится в государство второго уровня.

Перевод осуществлен переводческой артелью «Северная коза»

Логотип 21

Схватит ли Япония приманку?

Джон В. Уолш объясняет, что Вашингтон старается заманить Японию в военное окружение Китая точно также, как он втянул НАТО в свои войны в Афганистане, на Ближнем Востоке и в Африке. Возможно, что в попытках Вашингтона сдержать рост Китая, японцы увидят следы той же политики, которую он вёл против Японии в 30-е годы. Окажется ли Япония на стороне растущей силы или увядающей силы, или сохранит нейтралитет?

В конце октября 2012 года в разгар избирательной кампании делегация из США проехала с большой осторожностью по Японии, а затем и Китаю, с едва заметным освещением в СМИ. Этот визит был «неофициальным», но Хиллари Клинтон дала ему своё благословение. Его возглавляли две высокопоставленные фигуры американского имперского небосвода: Ричард Ли Армитидж, занимавший в своё время пост заместителя госсекретаря при Джордже Буше-младшем, и Джозеф С. Най-младший, бывший представитель Пентагона и разведки в администрации Билла Клинтона, а также почетный декан Школы государственного управления им. Кеннеди при Гарвардском университете. В состав делегации также входили Джеймс Стейнберг, который был заместителем госсекретаря в администрации Обамы, и Стивен Хэдли, советник по национальной безопасности Буша-младшего.

Целью визита делегации — на словах — была попытка США разрядить напряжённость в отношениях между Японией и Китаем по нескольким небольшим спорным островам. А не на словах? Каковы взгляды этих влиятельных фигур? Интересно, что Армитидж и Най предоставили нам частичный ответ на этот вопрос в небольшой статье, опубликованной в августе того же года Центром международных и стратегических исследований (CSIS) и озаглавленной «Японско-американский альянс. Установление стабильности в Азии», — результате тщательной работы исследовательской группы под председательством CSIS, которую они возглавляли. Предлагаемая там стратегия, как показывается ниже, должна сильно обеспокоить не только китайцев, но также японцев и американцев.

Во «Введении» своей статьи Армитидж и Най обращаются непосредственно к японской аудитории следующим образом:

«Вместе нам приходится сталкиваться с возрождением Китая и сопровождающей этот процесс неопределенностью

Государства «первого уровня» имеют значительный экономический вес в мире, боеспособные вооружённые силы (выделено автором статьи — прим. пер.), глобальное видение, а также демонстрируют лидерство в решении международных проблем. Пока есть области, в которых Соединённые Штаты могли бы лучше поддерживать альянс (Япония-США), однако у нас нет никаких сомнений в том, что Соединённые Штаты продолжают оставаться государством со статусом «первого уровня». Японии при этом необходимо будет сделать выбор. Желает ли она продолжать оставаться нацией «первого уровня» или согласна сползти в статус «второго уровня»? Если статус «второго уровня» является достаточным для японского народа и его правительства, то этот доклад не составит интереса».

Прочтите это внимательно. Это слегка завуалированный призыв к наихудшим сторонам японского милитаризма и национализма, которые не зря так критикуют в Восточной Азии. И делается это в контексте «возрождения» Китая, фраза, которая вызывает в сознании картину китайского господства в мире в прошлом и униженного статуса Японии того же периода. Какого же зверя должен пробудить этот тревожный призыв?

Там же во «Введении» авторы вполне конкретно заявляют о военной составляющей их призыва, когда пишут: «Силы самообороны Японии (ССЯ), в настоящее время являющиеся самым надёжным учреждением в Японии, готовы играть более значительную роль в повышении безопасности Японии и репутации, если ослабить изжившие себя ограничения». (Выделено автором статьи — прим. пер.). Что это за «изжившие себя ограничения»? Как разъясняют авторы далее, они закреплены в 9 статье японской Конституции, написанной под руководством оккупационных сил Макартура. В статье, которая так тяготит Армитиджа и Ная, говорится:

«СТАТЬЯ 9. Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, и угрозы или применения вооружённой силы как средства разрешения международных споров.

Для достижения цели предыдущего параграфа наземные, морские и воздушные силы, а также другие военные потенциалы, никогда не будут поддерживаться. Право на ведение государством войны не признаётся».

Это потрясающе привлекательное пацифистское заявление, стоящее краткого упоминания здесь. 9 статья чрезвычайно популярна в Японии, и устранение её из Конституции не будет лёгким делом по оценкам Армитиджа и Ная. Кроме того, Армитидж и Най признают, что она запрещает коллективную самооборону, которая включает в себя совместные военные действия со стороны США и Японии. Как говорят они в своей статье:

«Парадокс, однако, заключается в том, что даже в самых тяжёлых условиях, требующих защиты интересов Японии, нашим силам юридически запрещена коллективная защита Японии. … Запрет на коллективную самооборону является препятствием для альянса (США-Япония)». (Здесь Уолш отмечает, что авторы статьи говорят не о защите Японии, а о защите «интересов» Японии — прим. пер.).

Что же тогда делать США? Армитидж и Най видят решение в совместных спасательных операциях типа той, которая была проведена ССЯ и американскими военными силами (операция Tomodachi, то есть «Операция Друзья») в связи с землетрясением, цунами и катастрофой на Фукусиме 11 марта 2011 года, известными в Японии, как 3/11. Тогда совместные усилия спасателей не противоречили тем, кто поддерживает 9 статью и дух, который она воплощает. По мнению Армитиджа и Ная нужно, чтобы операция Tomodachi просто была принята в качестве прецедента для оправдания будущих совместных операций. Иными словами, Конституция Японии по сути игнорируется, что в значительной степени является той тактикой, которую предложил Трумэн, чтобы втянуть США в Корейскую войну, а также тактикой Барака Обамы, которую он использовал во вмешательствах типа ливийского. Просто игнорировать Конституцию и её требования о том, что только Конгресс США может объявить войну. Это, если он вообще необходим, ещё один пример того, как наша элита видит «верховенство закона», к которому она так часто призывает. (Вот тут и задумаешься, рассматривалась ли частично операция Tomodachi с самого начала её архитекторами таким образом. Спрашивается, сколько других таких американских гуманитарных миссий могут иметь скрытые вспомогательные цели?).

Армитидж и Най отмечают также, что в докладе Комитета Яная* 2006 года сказано, что премьер-министр может в приказном порядке отложить запрет Статьи 9, как и при антипиратских операциях в Джибути. Но этот доклад рассматривается как попытка подорвать японскую Конституцию. Как писал в то время профессор Крейг Мартин с юридического факультета Университета Уошборна, американский эксперт в этих вопросах, «осуществление использования экстра-конституционного органа для продвижения «пересмотра» толкования Конституции является незаконным на нескольких уровнях, наиболее важным из которых является обход внесения поправок в положения Конституции».  Но ведь это именно то, что собираются делать Армитидж и Най.

9 статья по-прежнему популярна в Японии, хоть её популярность и была существенно подорвана в последние годы. Стоящие за этим причины и силы заслуживают тщательного изучения в свете так называемого понятия «поворота» империи США к Восточной Азии. Но до тех пор, пока Коммунистическая партии Японии и японские социалисты сохраняют влияние в правительстве и обществе, мало шансов, что 9 статья будет отменена, поэтому для ремилитаризации Японии будет необходим обход внесения поправок в Конституцию. Само существование ССЯ на самом деле может рассматриваться как незаконное в соответствии с положениями 9 статьи, именно поэтому ССЯ первоначально были названы силами Национальной полиции. В заключении Армитидж и Най собрали военные аспекты своего доклада в следующую рекомендацию для Японии: «Япония должна расширить сферу своих обязанностей до обороны Японии и совместной обороны с Соединёнными Штатами в случае непредвиденных региональных обстоятельств. Союзникам необходимы более надёжные обобщённые и совместные ISR (спецслужбы, разведка и наблюдение) возможности и действия, которые выходят далеко за пределы японской территории. Позволить американским войскам и ССЯ отвечать в полном взаимодействии по всему спектру вопросов безопасности в мирное время, в моменты напряжённости, кризиса и войны было бы ответственным разрешением со стороны Японии». (Выделено автором статьи — прим. пер.). Для дипломатов ничего ясней и конкретней быть не может. И это очень тревожно, поскольку это никак не походит на мирный договор.

Документ Армитиджа и Ная содержит куда больше. Японию призывают более активно участвовать в форумах, где участвуют Филиппины, Индия, Тайвань и Республика Корея (РК), то есть Южная Корея. Китай при этом, что не удивительно, не упоминается. Армитидж и Най понимают, что продать это гражданам РК с их болезненными воспоминаниями о японских завоеваниях и зверствах времён Второй Мировой войны будет трудно. Но Армитидж и Най надеются, что это можно как-то соорудить.

В докладе имеется и экономическая составляющая. Идея использования Индии в качестве тарана против Китая, которая была популярна в администрации Буша-младшего и осуществлению которой помогал Израиль, не является жизнеспособной. Ситуация в Индии обусловлена внутренними спорами, коррупцией, религиозными разногласиями и восстаниями маоистов на большой части территории. И в экономическом плане она развита недостаточно. А военная мощь растёт из экономической мощи и поэтому США нуждаются в помощи мощной региональной экономической власти в своём противостоянии с Китаем. В глазах Армитиджа и Ная эта роль предназначена Японии. Таким образом, чтобы быть полезной для США, Япония должна восстановить свою экономику, которая сейчас находится в упадке. Это очень трудная задача, так как основным торговым партнёром и главным экспортёром Японии является Китай. Это стало особенно очевидно во время последнего китайского бойкота японских товаров в связи с активизировавшимся в последнее время споре по поводу островов Дяоюйдао/Сенкаку, что больно ударило по Японии, но мало повлияло на китайскую экономику. Но, опять же, Армитидж и Най сохраняют надежду. Восстановить и расширить ядерный потенциал — вот их решение для Японии. (Интересно, почему экологи США не говорят об этом, и располагают ли японские экологи информацией об этих планах для Японии, подготовленных в США). Кроме того, Армитидж и Най предлагают сжиженный природный газ (СПГ) и другие нефтепродукты из Северной Америки в знак большой щедрости, для того чтобы сильней привязать Японию к США. Как они пишут, «революция сланцевого газа в континентальной части Соединённых Штатов и обильные запасы газа на Аляске представляют дополнительную возможность для сотрудничества Японии и Соединённых Штатов: Соединённые Штаты должны начать экспорт СПГ из 48 штатов к 2015 году, и Япония продолжает оставаться крупнейшим импортёром СПГ в мире. С 1969 года Япония импортирует сравнительно небольшие объёмы СПГ с Аляски, при этом растёт интерес к расширению торговли в этой области, учитывая необходимость Японии увеличить и диверсифицировать источники импорта СПГ, особенно в свете 3/11». Опять возникает вопрос: где мнение экологов США по этому вопросу?

Мысль о Японии, экономически превосходящей Китай в Восточной Азии с участием или без участия США, является несбыточной мечтой. Китай населяют 1,3 миллиарда человек, а Японию — 130 миллионов. Ожидать, что Япония превратится в серьёзного конкурента Китая в долгосрочной перспективе, — это надеяться, что Канада с её 34 миллионами населения в ближайшем будущем сможет конкурировать с США, где проживает 315 миллионов. К тому же у Китая динамично развивающаяся экономика, образованная рабочая сила и культура, с которой нужно считаться и из которой вышла, а после следовала ей, сама Япония, пока не была «озападнена».

Так что какой должна быть оборона Японии, находящейся рядом с таким большим и могущественным соседом? С одной стороны, Япония, безусловно, имеет средства для сдерживания агрессии с любой стороны с её передовыми технологиями и потенциалами для разработки ядерного оружия. С другой стороны, Китай ни разу за свою историю не вёл захватнические войны, даже 1400 лет назад, когда он был передовой военно-морской державой в мире, он никогда не завоёвывал или не основывал колонии или не брал рабов. Однако значительным условием японской безопасности сегодня является повышенное внимание к роли международного права с его акцентом на суверенитет. Концепция суверенитета в международном праве — это защита малых государств от бесчинств крупных. И по иронии судьбы главная угроза идее суверенитета исходит от Соединённых Штатов и Запада с их упреждающими войнами и «гуманитарными» интервенциями, которые вытирают ноги о классическую концепцию суверенитета. Японии нужно опасаться и отношений с такими державами и поддержки таких идей.

Для Японии проглотить наживку США и быть послушным орудием в их руках при осуществлении ими планов в Восточной Азии граничит с безумием. Как показывают дипломатические обмены между Китаем и Японией несколько недель спустя после японских выборов, многие японцы понимают это. Кажется, что они всё больше стараются договориться мирным путём. И японцы, и мы должны надеяться на это. Тот, кто хватается за приманку, часто остаётся с носом.

 
* Неофициальное название Консультативной группы по преобразованию правовых основ безопасности (Advisory Panel for Reconstruction of the Legal Basis for Security) по фамилии её председателя Шунджи Яная (Shunji Yanai).

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Rambler's Top100
Сайт работает на хостинге Beget.ru