Иммануил Валлерстайн – американский социолог, неомарксист, основоположник мир-системного анализа. Он считает, что современная капиталистическая миро-система находится в стадии завершающегося кризиса и в скором времени перестанет существовать.
Предлагаем Вашему вниманию его статью, в которой он критикует систему жесткой экономии, как способ выйти из структурного кризиса. Валлерстайн видит только 2 выхода из сложившейся ситуации: первый – создание авторитарной мир-системы, которая основательно закрепит и увеличит неравенство; второй – это изменение цивилизационных ценностей, для того чтобы создать относительно равноправную и демократичную мир-систему. В ближайшие 20 – 40 лет нас ожесточенная борьба за то, какая система будет реализовываться.
Перевод осуществлен переводческой артелью «Северная коза»
Строгая экономия.…А за чей счёт?
15 декабря 2012 года
Сейчас везде требуется строгая экономия. Конечно, на данный момент несколько стран: Китай, Бразилия и страны Персидского залива, а возможно и некоторые другие, кажутся исключением. Но это исключения из правила, которое пронизывает сегодня всю мировую систему. Отчасти, требование строгой экономии является совершенно надуманным, отчасти — отражает реальные экономические проблемы. Что это за проблемы?
С одной стороны, действительно, невероятная расточительность капиталистической системы привела к ситуации, в которой мир-системе угрожает объективная невозможность поддерживать глобальное потребление на прежнем уровне, особенно с того момента, когда абсолютный уровень потребления стал неуклонно расти. Мы фактически истощаем основные элементы, необходимые для выживания человека, поскольку в основе нашей производительной деятельности и спекуляций лежит идеология потребления.
С другой стороны, нам известно, что мировое потребление носит крайне неравный характер, как между странами, так и внутри самих стран. Более того, пропасть между нынешними выгодоприобретателями и нынешними неудачниками постоянно увеличивается. Такие несоответствия создают фундаментальную поляризацию нашей мир-системы не только с точки зрения экономики, но и с точки зрения политики и культуры.
Для населения всего мира это больше не секрет. Изменение климата и его последствия, нехватка продовольствия, воды и последствия этого становятся очевидными всё большему числу людей, многие из которых начинают призывать к смене цивилизационных ценностей — отказу от идеологии потребления.
Вследствие этого у крупнейших капиталистических производителей возникают довольно неприятные политические последствия. Эти производители осознают, что у них больше нет надежной политической позиции, и как следствие, сталкиваются с неизбежным прекращением возможности распоряжаться ресурсами и материальными ценностями. Современное требование жёсткой экономии — это своего рода последняя отчаянная попытка сдержать волну структурного кризиса нынешней мир-системы.
Жёсткая экономия, практикуемая в настоящее время — это мера, применяемая к экономически более слабой части населения мира. Правительства пытаются спасти себя от перспективы банкротства и оградить мега-корпорации (особенно мега-банки, но не только их) от расплаты (убытков) за их вопиющую глупость и причинение ущерба самим себе. Спасение происходит в основном за счёт сокращения (если не полной отмены) системы социальной защиты, которая исторически была создана для защиты граждан от последствий безработицы, тяжёлых болезней, утраты жилища и всех остальных конкретных проблем, с которыми индивидуумы и их семьи сталкиваются регулярно.
Те, кто стремится к краткосрочной выгоде, продолжают играть на фондовом рынке длинных и коротких торгов. Но эта игра в среднесрочной перспективе зависит от способности находить покупателей на продаваемый продукт. А платёжеспособный спрос неуклонно снижается именно по причине сокращения системы социальной защиты и всеобщего страха, порождённого ожиданием дальнейших сокращений.
Сторонники жёсткой экономии регулярно уверяют нас, что «мы уже идём на поправку» или «скоро пойдём», и что повсеместное благосостояние вернётся. Однако в действительности ни на какую мифическую «поправку» мы не идём, обещания процветания становятся всё более и более скромными, а период, который должен пройти до возвращения процветания, всё увеличивается.
А некоторые считают, что существует ещё и социально-демократическое решение проблемы. Вместо жёсткой экономии следует увеличить как государственные расходы, так и налоги на богатые слои населения. Даже если с политической точки зрения это осуществимо, будет ли решена проблема? У сторонников жёсткой экономии имеется один убедительный аргумент. Всё больше и больше людей предъявляют политические притязания на повышение благосостояния, но в мире нет достаточно ресурсов для поддержания желаемого всеми уровня потребления.
И здесь в дело вступают те страны-исключения, о которых я упоминал. В настоящее время эти страны не просто меняют географическое местоположение лиц с высоким уровнем потребления, они увеличивают их количество. Таким образом, страны, оказавшиеся «исключением», только обостряют экономическую дилемму, а не решают её. Есть только два пути выхода из существующей дилеммы, лежащей в основе этого структурного кризиса. Первый — это создание некапиталистической авторитарной мир-системы, которая будет использовать, скорее, силу и обман, а не «рынок», чтобы внедрить и расширить неравноправие мирового распределения, второй — изменение наших цивилизационных ценностей.
Для того чтобы реализовать относительно демократическую и относительно эгалитарную историческую систему для жизни, нам «рост» не нужен, нам нужно то, что в в Латинской Америке называется buen vivir (хорошая жизнь – прим. пер.). Что подразумевает длительное рациональное обсуждение возможности распределения мировых ресурсов таким образом, чтобы у нас было не только то, что нам действительно нужно для выживания, а чтобы и у будущих поколений была возможность сделать то же самое.
Для одной части населения мира это означает, что их дети будут «потреблять» меньше, для другой — что их дети будут «потреблять» больше. Но при такой системе мы все сможем иметь социальную защиту, обеспеченную солидарностью общества, которая делает возможной существование данной системы.
В последующие двадцать-сорок лет мы будем наблюдать грандиозные политические баталии, но не по поводу выживания капитализма (который исчерпал свои возможности в качестве системы), а по поводу того, какого рода систему мы все вместе «выберем» ему на смену — авторитарную, которая будет принудительно вводить постоянную (и расширяющуюся) поляризацию, или ту, которая относительно демократична и предполагает относительное равноправие.