Шла Первая Мировая война. Турция воевала против России.
Турецкий флот и значительная часть промышленности Турции снабжалась углём из каменноугольного бассейна на севере Турции через черноморский город-порт Зонгулдак.
Русский военно-морской флот регулярно обстреливал этот порт с целью замедления вывоза угля. Однако порт Зонгулдак был превращён в военно-морскую базу и его постоянно защищали военно-морские силы Турции.
В связи с этим русское командование решило применить новшество – массированный авиационный налёт на порт Зонгулдак и на стоящие в нём корабли.
Отдалённость турецкого порта от русских аэродромов не позволяла использовать для авианалёта обычные самолёты. Поэтому были применены прообразы современных авианосцев – специализированные корабли-авиатранспорты с размещёнными на них летающими лодками (гидросамолётами).
Основной летающей лодкой России во время первой Мировой войны и позднее в РСФСР и СССР до 1924 года была М-9, разработанная русским конструктором Дмитрием Павловичем Григоровичем.
Гидросамолет-разведчик М-9 был принят на вооружение русского флота в 1915 году.
1 февраля 1916 года от русских эсминцев, блокировавших порт Зонгулдак по радио поступило сообщение о прибытии в порт большого парохода.
Утром 5 февраля из Севастополя вышли миноносцы «Поспешный» и «Громкий» и по прибытии в район турецкого порта Зонгулдак сообщили о погоде в районе порта, приемлемой для взлёта гидросамолётов и нанесения авиаудара.
После получения радиограммы 5 февраля в 14.00 в направлении порта Зонгулдак вышла группа кораблей — линкор «Императрица Мария», крейсер «Кагул», миноносцы «Заветный» и «Завидный» и авиатранспорты «Александр I» и «Николай I», каждый из которых имел на борту по 7 гидросамолетов.
6 февраля в 10.20 на расстоянии 15 морских миль от Зонгулдака русские моряки начали спуск гидросамолетов на воду. На время авианалёта корабли отошли подальше от берега.
До Зондулдака долетели только 11 самолётов, а три самолёта приводнились из-за неполадок в двигателе.
Несмотря на облачную погоду в районе порта, авианалёт прошёл успешно: то самое крупное транспортное судно по перевозке угля, называвшееся «Ирмингард» водоизмещением 7000 тонн, было потоплено. Кроме того, было уничтожено несколько парусных угольных судов и разрушены железнодорожные и портовые сооружения.
Среди русских потерь самолётов и личного состава не были. Все 11 самолётов вернулись к своим кораблям, а три приводнившиеся по техническим причинам были доставлены на буксире. Сбор и погрузка летающих лодок была проведена успешно с 11.20 до 13.30 6 февраля.
В ходе подъёма летающих лодок на борт авиатранспорта «Александр I», его атаковала немецкая подводная лодка. Кораблю удалось увернуться от немецкой торпеды. По подводной лодке был открыт огонь и она покинула зону погрузки.
По окончании погрузки гидросамолётов, вся корабельная группа направилась в сторону Севастополя, в который и прибыла без потерь на следующий день.
Слава русским военным морякам и авиаторам!
Слава России!