Учитель Перельмана: Двоечники дорвавшиеся до власти

rukshin3

Справка Информбюро Сталинград:

Сергей Евгеньевич Рукшин — Профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, кавалер Ордена Почёта, Народный учитель Российской Федерации. Результаты непосредственной педагогической работы Сергея Евгеньевича не имеют аналогов в стране и в мире: среди его непосредственных учеников – около 80 призеров Международных Олимпиад, из них более 40 завоевали золотые медали международных олимпиад по математике, физике, химии и информатике, его воспитанники получили сотни дипломов Всесоюзных и Всероссийских олимпиад.

— Петербургская школа занимает особое место на образовательной карте страны и защищена двумя важными ресурсами, — считает Сергей Рукшин, заслуженный учитель РФ, легендарный педагог, вырастивший двух филдсовских лауреатов — Перельмана и Смирнова, чего пока не удалось никому в мире. — Во-первых, город не жалеет средств на её работу. Во-вторых — большую роль играет неповторимая культурная среда, традиции, заложенные десятилетия назад. Но запас прочности может иссякнуть, если реформы в этой сфере и дальше будут столь разрушительными

Образование — не услуга

АиФ-Петербург: - Новый подход как раз переводит образование в сферу услуг, а знания заменяет компетенцией, которая подскажет, где взять нужную информацию.

Сергей Рукшин: — Это точка зрения двоечника, дорвавшегося до власти. Тогда самой компетентной у нас оказывается госпожа Простакова из фонвизинского «Недоросля» с её «географию пусть извозчики знают!» А теперь представьте дежурного на атомной станции, хирурга, делающего операцию ребёнку… Они в курсе, где взять нужные данные, но решение надо принимать здесь и сейчас!

Я также категорически против, когда образование полностью переводится на рыночные рельсы. Это не услуга, а системообразующий институт нации, формирующий человека и гражданина. И от того, каким он будет, зависит национальная безопасность государства. Иначе юноша или девушка получат не знания, помогающие поднимать российскую экономику, медицину, промышленность, а просто аттестат или диплом. Станут не профессионалами, нужными обществу, а винтиками огромной машины, где родина — не более чем место работы. А его, в крайнем случае, можно и поменять.

АиФ-Петербург: - Школу привыкли ругать, тем не менее в Петербурге растёт число учеников, почти нет учительских вакансий. Средняя зарплата педагогов — 27 тысяч рублей, а можно заработать и 50. Разве это не перемены к лучшему?

Сергей Рукшин: - Нет! Зарплаты растут, но за счёт чего? Цена этой прибавке — повышенные нагрузки и снижение качества преподавания. Обычная учительская ставка — 18 уроков в неделю.

А хороший урок требует времени на подготовку, освоение современных методик. Потому что «если сегодня будем учить, как вчера, украдём завтра». Никто не отменял и проверку тетрадей, заботы классного руководителя. А электронный документооборот? Он введён не вместо, а вместе с бумажным. Знаю литераторов, химиков, которые получают и 80 тысяч, но при этом «вкалывают» по 40-50 часов. О каком творчестве, индивидуальном подходе может идти речь?

На учителей денег нет?

АиФ-Петербург: - В вузах преподаватели тоже на пределе?

Сергей Рукшин: - Да. Министр Дмитрий Ливанов говорит, что науку вместо академии будем развивать в университетах. Но на какую науку останутся силы при таком конвейере? Когда я работал в США, Турции, Аргентине, там считалось, что профессор, который читает больше двух лекций в неделю, а это 3-4 часа, перегружен. Остальное время он должен консультировать, участвовать в конференциях, писать статьи и т. д. Так что массовое увеличение зарплат преподавателям во многом лукавство. К тому же в регионах на повышение просто не нашлось денег. В итоге у одних педагогов сократили часы или даже уволили, чтобы за их счёт поднять жалованье другим и бодро отчитаться.

АиФ-Петербург: - Вы член Общественного совета Министерства образования РФ. Наверняка поднимался вопрос, почему образование, науку государство держит в «чёрном теле»?

Сергей Рукшин: - Боюсь, что наша компрадорская буржуазия, которая собралась вокруг газовой и нефтяной трубы, не заинтересована, чтобы в стране развивалось образование. Входящие в этот клуб думают, что если надо, могут купить западные технологии, замечу, не самые передовые. Или завлечь светил. 300 лет назад Пётр I приглашал в Петербург иностранцев и платил им огромные по тем меркам деньги, чтобы они создавали нашу науку. Спасибо ему за это. Великий математик Эйлер, приехав из Швейцарии, большую часть жизни проработал в России и похоронен в Александро-Невской лавре. Историк Миллер кодифицировал русские летописи, у нас самих руки не доходили. Сейчас, похоже, наоборот. Разрушаем Академию наук, чтобы пойти на поклон Западу…

АиФ-Петербург: - Ленинград, Петербург всегда лидировал в подготовке одарённых детей. Вы сами создали систему, помогающую найти таланты. Однако новый закон «Об образовании», который вступил в силу 1 сентября, может поставить крест на таких успехах. Специализированным школам, где воспитываются незаурядные ребята, там места не нашлось. 

Сергей Рукшин: - Не люблю определение «одарённый». Очень часто это тот ребёнок, который сначала ничем особым не выделялся, но его научили думать, развили способности и он стал «золотым». В этом году исполняется 80 лет, как в Ленинграде началась такая работа — была организована научная станция, затем эстафету подхватил Дворец пионеров. И сегодня мы ищем, набираем ещё в 4-5-х классах мотивированных, способных к интенсивному обучению детей.
Только сейчас эта мотивация опасно смещается. Если раньше родители гордились, что ребёнок всерьёз увлечён географией, геологией, сегодня — возражают. Не хотят, чтобы был нищим. Говорят: «Учи языки, гуманитарные предметы, станешь чиновником или юристом». В итоге ценности размываются. И тот, кто мог быть выдающимся конструктором подводных лодок, самолётов, ракет, строить плотины, прокладывать дороги, будет заниматься чуждыми ему вещами. В масштабах страны это трагическая ошибка.

Перельманов не будет?

АиФ-Петербург:  — Ваши ученики — мировые знаменитости, гении. В 1995-м из шести ребят, входивших в национальную сборную по математике, пять были вашими воспитанниками. Получается, при нынешних реформах больше перельманов не будет?

Сергей Рукшин: - Новый закон и заложенное в нём нормативно-подушевое финансирование фактически ликвидируют не только систему спецшкол, но и лицеев, гимназий. Перечёркивают возможность получить высококачественное и общедоступное образование рядом с домом. Тем самым уничтожается и один из важнейших социальных лифтов. На индивидуальную работу с неординарными мальчиками и девочками учителю сегодня выделяется 7,5 часа в год. Разве по этим методикам можно вырастить нового Перельмана или Смирнова?

АиФ-Петербург: - Но и они, и многие другие ребята закончили петербургские школы, вузы и получили знания, позволившие сделать мировые открытия.

 

Сергей Рукшин: - Многие действительно получают у нас хорошее школьное и вузовское образование, но вот в аспирантуру уезжают за рубеж. В этом году закончили матмех СПбГУ мои два замечательных ученика, золотые медалисты международных олимпиад. Один, к счастью, поступает у нас, а второй отправился в Швейцарию.

И хотя массовую утечку мозгов удалось приостановить, мы по-прежнему готовим талантливую молодёжь на экспорт. Золотой медалист Коля Гравин — в Сингапуре. Единственная в стране обладательница тройного золота Женя Малинникова, помотавшись по миру, осталась в Норвегии. Многие держат путь в Японию, Южную Корею, на Тайвань, где для науки созданы прекрасные условия.

Учтём, что в силу шоковых изменений у нас произошёл огромный разрыв поколений между теми, кто знает и умеет, и нынешними 20-летними. Этим во многом объясняется и недостаток квалифицированных научно-технических кадров. Результат — участившиеся техногенные катастрофы, падающие спутники, разрушающиеся электростанции и никак не могущие взлететь ракеты. Президент Путин поставил задачу до 2020 года создать 25 тысяч рабочих мест в сфере высоких технологий. Но кто там будет работать? Так что мы теряем и следующий пласт.

По материалам АИФ-Петербург.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментариев к записи “Учитель Перельмана: Двоечники дорвавшиеся до власти”

  1. Двоечники? Челядь…по духу и разуму. Швондеры и Шариковы. Во дворе гавкать на прохожих…летают на симпозиумы!??? Автор супер метода МД АФС.

  2. Двоечники? Челядь…по духу и разуму. Швондеры и Шариковы. Во дворе гавкать на прохожих…летают на симпозиумы!??? Автор супер метода МД АФС.

Оставить комментарий к записи Самолов Григорий


Rambler's Top100
Сайт работает на хостинге Beget.ru