Российское образование поставлено на грань гибели

moscow-270x240

Виктор Мартынюк

Вступает в силу один из самых скандальных законов – «Об образовании»

Вряд ли сегодняшние первоклашки осознают свое особое положение. 1 сентября 2013 года вступает в силу Закон «Об образовании в РФ», и они, если так можно сказать, станут его первопроходцами «от и до», и в процессе всего школьного обучения испытают на себе максимальное число новаций. Радость будет с кем разделить – с родителями, которым предстоит пройти со своими чадами не менее интересный путь, ну и, конечно же, с учителями, которые пусть и много чего уже повидали в жизни, но тут все же дело особенное – новый уклад.

Официальные источники просто слов не находят, чтобы расхвалить новый образовательный уклад. Отдельная, конечно, гордость, что новый закон был наконец-то принят после столь мучительно долгого ожидания. «Вынашивался» он несколько лет и, наконец, был вчерне представлен людям в мае 2010 года. Педагогически подкованная общественность ознакомилась с текстом, обомлела, протерла глаза, прослезилась – и давай слать в Минобр депеши с требованиями немедленно поправить то или это. Уж больно неказистым дитя оказалось: ошибка на ошибке, противоречие на противоречии, неясность, местами помноженная на глупость.

Всего за два с половиной года, пока алмаз оттачивался в бриллиант, в адрес профильного думского комитета поступило 600 000 обращений граждан и порядка 40 000 коллективных обращений. Авторы и лоббисты законопроекта торжествующе рапортовали, что изначальный и правда неказистый (что уж греха таить) текст благодаря предложенным поправкам изменился и похорошел. Но только спецы, изучая усовершенствованный вариант, все так же раздосадованно цокали языками. Только что они могли противопоставить Минобру? Да и тот, признаться, к дискуссиям был вообще прохладен.

В итоге «усовершенствованный» законопроект был принят со всеми «совершенствами», которые вызывали как минимум озабоченность у педагогов и несогласных законодателей. Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов («Справедливая Россия») в своем комментарии на официальном сайте партии напомнил о ключевых претензиях общественности к документу, который отныне будет определять судьбу мальчишек и девчонок, а также их родителей. Тут и неясности с начислением стипендий с отказом от «потолка» тарифа на общежитие в 5%, тут и переименование образовательных учреждений в «организации». Вроде бы пустяк, но вот только в Конституции сказано о гарантиях бесплатного образования для учащихся образовательных учреждений, а не организаций. Отдельная тема – утверждение федеральных стандартов, которое в новом законе не предполагается прозрачным, в то время как справороссы настаивали на том, чтобы такие принципиально важные нормы перед своим принятием проходили массовое обсуждение. Ну а говорить лишний раз о сокращении мест в вузах и слиянии «неэффективных» с «эффективными» и нет желания.

«Тем не менее надежды на улучшение остаются, – завершает на ободряющей ноте свое выступление зампред. – Уже сейчас возникает понимание даже у тех, кто недавно с пеной у рта агитировал за этот закон, что его нужно менять. Мы свои предложения готовы внести в любой момент».

Разумеется, Дума на то и существует, чтобы вносить разные совершенствующие поправки. Но только Минобр желает верить лишь «жареному петуху»: когда тот клюнет в больное место – принимаем меры, полируем формулировки, уточняем термины. А пока можно и не напрягаться.

Прямо как в школе.

В беседе с обозревателем KM.RU президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков не нашел ни единого просвета в новом Законе «Об образовании в РФ»:

У меня вызывает опасения весь этот закон, а не какие-то его отдельные положения. Об этом мы уже много говорили еще тогда, когда он рассматривался как проект. Этот закон впитал в себя буквально все самые отрицательные стороны существующей системы российского образования, которые выявились в течение последних 15 лет. Он впитал и узаконил все самые не просто спорные, а отрицательные элементы.

Например, он узаконил нормативно-подушевое финансирование системы образования – принцип, навязанный и России, и целому ряду европейских стран американскими советниками. Он впитал в себя Единый государственный экзамен, который сперва был экспериментом, затем стал отдельным законом, а теперь уже – частью Закона «Об образовании» как единая форма аттестации учащихся.

Он впитал в себя также изменения, произошедшие у нас в связи со вступлением России в Болонское соглашение, предполагающее двухуровневую систему высшего образования – бакалавриат и магистратуру. Впитал в себя положение Федерального закона № 83, предусматривающего изменение статуса муниципальных учреждений. Теперь школы могут зарабатывать деньги, а в связи с тем, что бюджетное финансирование образования будет сокращаться, что видно по трехлетнему бюджету до 2015 года, фактически школы будут просто вынуждены зарабатывать деньги сами.

Ну и самое страшное заключается в том, что этот закон фактически вычеркнул из жизни начальное профессиональное образование в России. Видимо, посчитали, что подготовка квалифицированных рабочих России просто не нужна: ведь рабочие места все равно будут занимать гастарбайтеры. Закон не урегулировал систему оплату труда педагогических работников: соответствующих положений в законе просто нет, хотя мы и настаивали на том, чтобы были прописаны положения о регулировании системы оплаты труда педагогических работников.

В предыдущем законе, который был принят в 1992 году, а потом еще дополнен целым рядом поправок, было прописано, что федеральные государственные образовательные стандарты принимаются отдельными законодательными актами. Теперь же все это отдано на откуп министерству, в котором профессионалов сегодня практически нет. Это значит, что чиновники, которые понятия не имеют, что такое школа и школьное образование, которые не знают, что такое процесс обучения, будут утверждать стандарты образования – и начального, и среднего, и высшего. Это не просто упущение или ошибка: это настоящее преступление, потому что стандарты образования – исключительно важная, принципиальная составляющая. Их должны разрабатывать специалисты, потом выносить результаты на суд образовательного сообщества и вносить в парламент в виде законопроектов. Согласно же новому закону, обсуждение предлагаемых стандартов специалистами не предусмотрено.

Источник

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Rambler's Top100
Сайт работает на хостинге Beget.ru