Переписка Померанца и Солженицына по национальному вопросу

Солженицын в библиотеке

Читайте по этой теме: «Ф.М.Достоевский, «Русофобия» И.Р.Шафаревича и либерал Померанц»

В.Ильин

В связи с кончиной Григория Соломоновича Померанца портал Грани.ру опубликовал некролог:

«Умер философ Григорий Померанц.

В Москве на 95-м году жизни скончался философ Григорий Померанц. Об этом сообщается в совместном блоге Григория Померанца и его жены Зинаиды Миркиной.

Померанц известен как автор философских работ, распространявшихся в самиздате в 1960-70-е годы и оказавших большое влияние на мировоззрение либеральной интеллигенции. В частности, в многолетней заочной полемике с Александром Солженицыным Померанц критиковал «почвеннический утопизм» и отстаивал либеральные ценности».

То, что в самом начале некролога Померанца либеральный портал Грани.ру упоминает полемику Померанца с Солженициным, говорит о важном значении этой полемики для либеральной интеллигенции.

Из текста некролога следует, что Померанц полемизировал с Солженициным по поводу «почвеннического утопизма» (почвенники всегда были патриотами России – прим. В.И.).

Следует напомнить, что вся эта полемика велась между двумя заметными диссидентами времён СССР. Александр Исаевич Солженицын даже был выслан из Советского Союза и вернулся в Россию только после развала СССР.

На самом деле в диссидентских кругах были самые разные течения: от коммуниста Зиновьева до национал-патриота и одновременно антисоветчика Солженицына.

Но самым мощным диссидентским течением было либеральное, представленное Сахаровым и Померанцем.

Их сторонники самым безжалостным образом,  «либерально» разорили чуждые им во всех отношениях СССР и Российскую Федерацию, населённые чуждыми им по менталитету и культуре народами.

Не имея возможности описать в краткой статье многолетнюю заочную полемику либерала Григория Померанца с патриотом и русским националистом Александром Солженицыным, хочу предоставить читателям изложенную Солженицыным их прямую переписку по поводу знаменитой книги Солженицына «В круге первом».

Письма Померанца Солженицыну показывают, что Григорий Померанц, отрицая в своём творчестве «национальные различия», на самом деле выделяет свою национальность и, по существу, является русофобом, одновременно боящимся «русского национализма» и высокомерно осуждающим русских.

—————————————————————————————————-

Цитируется по:

А.И.Солженицын «Двести лет вместе».

Глава 25 – Оборот обвинений на Россию.


«Однако ото всех этих откровенных грубостей надо отличить бархатно мягкого самиздатского философа-эссеиста тех лет Григория Померанца. Он писал на высотах как бы выше всяких полемик — вообще о судьбах народов, вообще о судьбах интеллигенции: народа — теперь почти нигде и не осталось, разве бушмены. В самиздате 60-х годов я читал у него: «Народ — преснеющая жижица, а главные соляные копи в нас самих», в интеллигентах. — «Солидарность интеллигенции, пересекающая границы, более реальная вещь, чем солидарность интеллигенции с народом».

Это звучало очень современно и как-то по-новому мудро. Да только в чехословацком опыте 1968 именно единение интеллигенции с «преснеющей жижицей» своего несуществующего народа создало духовный оплот, давно забытый Европою: две трети миллиона советских войск не сокрушили их духа, а сдали нервы у чехословацких коммунистических вождей. (Спустя 12 лет такой же опыт повторился и в Польше.)

В своей манере, ускользающей от чёткости, когда множество параллельных рассуждений никак не отольются в строгую ясную конструкцию, Померанц, кажется, никак же не писал при этом о национальном, — о нет! «Мы всюду не совсем чужие. Мы всюду не совсем свои», — и вот воспевал диаспору как таковую, диаспору — в общем виде, для кого угодно. Он брёл сквозь релятивизм, агностицизм — кажется, в высочайшей надмирности. «И один призыв к вере, к традиции, к народу анафематствует другой». —«По правилам, установленным для варшавских студентов, можно любить только одну нацию», — а «если я кровью связан с этой страной, но люблю и другие?» — сетует Померанц.

Тут — изощрённая подстановка. Конечно — и нацию, и страну можно любить далеко не только одну, и даже хоть десять. Но принадлежать, но сыном быть — можно только одной родины, как можно иметь только одну мать.

Чтобы лучше передать предмет рассмотрения, уместно тут рассказать и об обмене письмами, который был у нас с четой Померанцев в 1967. В тот год уже разошёлся в самиздате мой роман, ещё только гонимая рукопись, «В круге первом», — и одними из первых прислали мне возражения Г.С. Померанц и его жена З.А. Миркина: что я ранил их неумелостью и неверностью касания к еврейскому вопросу; что в «Круге» я непоправимо уронил евреев — а тем самым и себя самого. — В чём же уронил? Кажется, не показал я тех жестоких евреев, которые взошли на высоты в зареве ранних советских лет. — Но в письмах Померанцев теснились оттенки, нюансы, и я упрекался в бесчувственности к еврейской боли.

Я им ответил, и они мне ответили. В этих письмах обсуждено было и право судить о целых нациях, хотя я в романе и не судил.

Померанц предложил мне тогда, — и всякому вообще писателю, и всякому выносящему любое человеческое, психологическое, социальное суждение, — вести себя и рассуждать так, как если б никаких наций вообще не было на Земле: не только не судить о них в целом, но и в каждом человеке не замечать его национальности. «Что естественно и простительно Ивану Денисовичу (взгляд на Цезаря Марковича как на нерусского) — интеллигенту позорно, а христианину (не крещёному, а христианину) великий грех: «несть для меня ни эллина, ни иудея»».

Высокая точка зрения. Дай Бог нам всем когда-нибудь к ней подняться. Да без неё — и смысла бы не имело ничто общечеловеческое, в том числе и христианство?

Но: уже убедили нас разрушительно один раз, что — наций нет, и научили поскорей уничтожить свою. Что мы, безумно, и совершили тогда.

И ещё: рассуждать — не рассуждать, но как же рисовать конкретных людей без их нации? И ещё: если наций нет — тогда нет и языков? А никакой писатель-художник и не может писать ни на каком языке, кроме национального. Если нации отомрут — умрут и языки.

А из порожнего — не пьют, не едят.

Я замечал, что именно евреи чаще других настаивают: не обращать внимания на национальность! при чём «национальность»? какие могут быть «национальные черты», «национальный характер»?

И я готов был шапкою хлопнуть оземь: «Согласен! Давайте! С этой поры…»

Но надо же видеть, куда бредёт наш злополучный век. Едва ли не больше всего различают люди в людях — почему-то именно нацию. И, руку на сердце: настороженней всех, ревнивее и затаённее всех — отличают и пристально отслеживают — именно евреи. Свою нацию.

А как быть с тем, что — вот, вы читали выше — евреи так часто судят о русских именно в целом, и почти всегда осудительно? Тот же Померанц: «болезненные черты русского характера», среди них «внутренняя шаткость». (И ведь не дрогнет, что судит сразу о нации. А поди-ка кто вымолви: «болезненные черты еврейского характера»?) Русская «масса разрешила ужасам опричнины совершиться над собой, так же как она разрешила впоследствии сталинские лагеря смерти». (Не советская интернациональная чиновная верхушка разрешила, нет, она ужасно сопротивлялась! — но эта тупая масса…) Да ещё резче: «Русский национализм неизбежно примет агрессивный, погромный характер», — то есть всякий русский, кто любит свою нацию, — уже потенциальный погромщик!

Выходит, с теми чеховскими персонажами на несостоявшейся ранневесенней тяге остаётся и нам только вздохнуть: «Рано!»

Но самое замечательное: чем увенчивается второе письмо ко мне Померанца, так настойчиво требующего — не различать наций. В этом многолистном бурном письме (и самым раздражённым, тяжёлым почерком) он указал-таки мне, и притом в форме ультиматума! — как ещё можно спасти этот отвратительный «Круг первый». Выход у меня такой: я должен обратить Герасимовича в еврея! — чтобы высший духовный подвиг в романе был совершён именно евреем! «То, что Герасимович нарисован с русского прототипа, совершенно не важно», — так и пишет, незамечатель наций, только курсив мой. Но, правда, давал мне и запасной выход: если всё же оставлю Герасимовича русским, то добавить в роман равноценный по силе образ благородного самоотверженного еврея. А если я ни того ни другого не сделаю — то угрожал Померанц открыть против меня публичную баталию. (На это предложение я уже не отвечал.)

Кстати, потом эту одностороннюю баталию — называя её «нашей полемикой» — он и вёл, в зарубежных изданиях и в СССР, когда стало можно, притом повторяясь, и перепечатывая те же свои статьи с исправлениями огрехов, отмеченных оппонентами».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

7 комментариев к записи “Переписка Померанца и Солженицына по национальному вопросу”

  1. […] Читайте по этой теме: «Переписка Померанца и Солженицына по национальному в… […]

  2. Владимир USSR-Russia       :

    И вы хотите, чтобы пингвины не питали вражды к дельфинам. Неужели вы не понимаете, что такое патриотизм! Нет, из моей груди рвутся лишь клики: » Да здравствуют пингвины ! Смерть дельфинам!»
    А. Франс. Остров Пингвинов

    В самом патриотизме, как оно определяется, конечно, ничего плохого нет. Более того, благородное чувство. Но с учетом природы, хронических недостатков человечества, как это понятие эксплуатируется, зомбируется властью имущими, патриотизм не редко, по выражению Сэмуэла Джонсона – последнее прибежище негодяев.
    Как писал Л.Н. Толстой: «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм».

    Носителями идей космополитизма были Диоген; А. Данте; Т. Кампанелла; Петрарка; Пико делла Мирандола; Вивес; Рабле, Монтень; Эразм Роттердамский ; И Кант; И. Фихте; Ф. Шиллер; Г. Лессинг; И. Гёте и мн. др
    Не последние люди в истории человечества.

  3. да, отдельные отщепенцы имеются
    но носителями идей патриотизма являются миллионы не самых последних людей в истории человечества

  4. pg auto slot

    405 Not Allowed

  5. 반가워요, DeliShop 사용자분들!
    오늘 특별히 많은 분들이 궁금해하시는
    https://deli-Code.com/ 초대코드 적용 팁에 대해
    이야기해보려 해요.
    혹시 신규로 가입하시는 분이라면,
    이 코드 하나만 입력해도,
    첫 구매 시 추가 할인을
    꼭 챙겨야 할 부분을
    말씀드리고 싶어요.

    무엇보다도,
    델리샵은
    생활용품부터
    탈모약,
    신선식품,
    미용 제품까지
    아주 다양하게
    취급하고 있어서,
    원하는 아이템을 한 번에 주문하기 좋아서
    코드를 등록해 놓으면
    체감되는 혜택이 꽤 크더라고요.
    게다가,
    주기적으로 진행되는 이벤트마다
    더 높은 할인율이
    중복 적용 가능할 수도 있고,
    델리샵을 꾸준히 이용하실 계획이라면
    생각보다 큰 이득을 볼 수 있어요.

    추천인코드 등록 방식은
    복잡하지 않아서,
    첫 구매 시 결제창에서
    코드를 붙여넣기만 해도,
    곧바로 적립되거나
    원활하게 작동되더라고요.
    만약
    오류가 발생한다면,
    실시간 채팅를 통해
    빠르게 도움받을 수 있고,
    걱정할 필요가 없다고 봅니다.

    가족이나
    델리샵 추천인코드를
    공유하면,
    서로 할인 혜택을 나눌 수도 있고
    함께 쇼핑할 때 시너지 효과가 크더라고요.
    또,
    신규 가입자가 많을수록,
    추가 보너스나 적립금가
    더욱 커질 수 있으니,
    모두가 윈윈할 수 있는
    좋은 방법이라고 생각해요.

    델리샵 측에서도
    정기 쿠폰 발행을
    지속적으로 진행하고 있어서,
    친구추천 코드를 사용하시는 분들에게
    추가 혜택이 먼저 적용되는
    경우가 종종 있더라고요.
    그러니
    처음 할인만 받고 끝내지 마시고,
    계속 멤버십 혜택을 살펴보면
    계속해서
    가성비를 높일 수 있을 거예요.

    마지막으로,
    델리샵 추천인코드는
    복잡한 제한 없이,
    바로 할인 폭을 늘릴 수 있고
    유용한 할인 수단이라고 생각합니다.
    새로운 상품을 구매할 때
    반드시 코드를 적용해보시고,
    부담 없이 폭넓은 제품군을 즐겨보시길
    권장합니다!

  6. Have you tried https://www.facebook.com/vidmate.id/ for downloading Facebook videos? It’s incredibly easy to use and supports multiple platforms. Check out official Facebook page for detailed guides and support!

Оставить комментарий к записи Сергей


Rambler's Top100
Сайт работает на хостинге Beget.ru