27 января 1944 года – конец блокады Ленинграда

1390768234_090530_41

Читайте по теме нашу публикацию 27 января 1944 года — конец блокады Ленинграда. Как Шостакович создал Ленинградскую симфонию под разрывы снарядов.

 Сегодня мы предлагаем вашему вниманию статью Андрея Матвеева о героических людях, обеспечивших в дни блокады немецкими и финскими войсками Ленинграда его связь с «Большой землёй», подвоз защитникам и населению города вооружений, боеприпасов, продовольствия, топлива и сырья для производства техники, необходимой защитникам Ленинграда.

————————————————————————————————

Пять самых известных «железных тружеников» блокадного Ленинграда

Андрей Матвеев

27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда. Сегодня официально этот день именуется как День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками. 872 трагических дня пришлось пережить его жителям. Все это время люди боролись за свое существование, перенося голод и холод. К сожалению, многие из них не дожили до конца блокады. Мы решили рассказать о нескольких «железных тружениках» блокадного Ленинграда, помогавших его жителям в столь трудное время.

ГАЗ-АА

Этот автомобиль сыграл важную роль во время блокады Ленинграда. Он доставлял продовольствие в блокадный Ленинград по Дороге жизни. На шоссе ГАЗ-АА разгонялся до 70 км/ч и мог перевозить до 1,5 тонны груза, поэтому эту машину часто называют полуторкой. Первая автоколонна из 60 ГАЗ-АА пошла по льду 22 ноября 1941 года. Для полуторок были изготовлены прицепные сани, благодаря которым машины ГАЗ-АА за один рейс могли перевозить до 2 тонн груза. Позже стали использоваться автомобильные одноосные и двухосные прицепы. Скорость движения по льду была установлена до 20 км/ч. Героически показали себя водители 1-й роты 390-го ОАТБ. Им удавалось совершать не менее трех рейсов в день, доставляя по 7–8 тонн груза в сутки.

1390768234_090530_41
 

ЗИС-5

Вместе с ГАЗ-АА по Дороге жизни ездил автомобиль ЗИС-5. Трехтонные «захары» ЗИС-5 вышли на Ладожское озеро в первых числах декабря, когда лед окреп. ЗИС-5 был менее прихотливым: любую поломку можно было устранить на месте подручными средствами. Двигаться приходилось под постоянным артиллерийским обстрелом и бомбежками авиации, по ночам, с выключенными фарами. Нередко машины проваливались под лед в образованные снарядами полыньи и водители гибли в ледяной воде. В первую блокадную зиму, с 22 ноября 1941 по 24 апреля 1942 года, в город по ладожскому льду было доставлено более 360 тыс. тонн грузов, в основном продовольствия, а из города на Большую землю эвакуировано около 540 тыс. человек.

Снегоочиститель ДАК-5 на грузовике ЗИС-5 обслуживал ладожский зимник.  Фото: филиал ЦВММ «Дорога жизни» в Осиновце

Снегоочиститель ДАК-5 на грузовике ЗИС-5 обслуживал ладожский зимник. Фото: филиал ЦВММ «Дорога жизни» в Осиновце

Трамваи МС-1

В декабре 1941 года в блокадном Ленинграде прекратилась подача электроэнергии и трамваи встали прямо на улицах заснеженного города. Но уже 15 апреля 1942-го на линию вышел пассажирский трамвай. К концу месяца трамвай стал ходить по пяти маршрутам. На маршруты вышли 116 трамвайных поездов, которые выпускали в самом же Ленинграде на Кировском заводе. Трамвай МС-1 стал символом борьбы за жизнь осажденного города. Для городской инфраструктуры трамвай был незаменим: грузовые составы возили оборудование, продукты, топливо и сырье для заводов, фронта и горожан.

Фото: electrotrans.spb.ru

Фото: electrotrans.spb.ru

 

Паровоз Эу 708-64

7 февраля 1943 года в еще осажденный Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли. Состав провела бригада паровоза Эу 708-64 депо Волховстрой в составе машиниста И.П. Пироженко, помощника машиниста В.С. Дятлева и кочегара И.А. Антонова. Поезд доставил в осажденный Ленинград 800 тонн продовольствия.

Железная дорога была построена в январе 1943 года в рекордные сроки — за 18 дней — на участке от Шлиссельбурга до Полян общей протяженностью 33 километра с ледовой эстакадой через Неву. Это дало возможность регулярно до снятия блокады доставлять в Ленинград жизненно важные грузы: боеприпасы и продовольствие.

Первый поезд с продовольствием в Ленинград проходил в 3–4 километрах от немецких артиллерийских позиций. Железнодорожники называли этот путь «коридором смерти».

Сначала по Шлиссельбургской железной дороге проходило 2–3 пары поездов в сутки. Для увеличения ее пропускной способности и увеличения поставок в осажденный Ленинград была применена технология движения поездов караванным способом: одну ночь — в Ленинград, другую — из Ленинграда. Интервал между поездами с 20–30 минут был сокращен до 3–5 минут, что дало возможность за ночь пропускать в одну сторону от 16 до 25 поездов.

Железная дорога Шлиссельбург — Поляны работала до 10 марта 1944 года. За это время по ней было проведено 5440 поездов. Вместе с Дорогой жизни она вошла в историю Великой Отечественной войны как Дорога победы.

 Фото: rzdtv.ru


Фото: rzdtv.ru

Ли-2

На Ли-2 (ПС-84) в блокаду доставляли продовольствие и медикаменты в Ленинград. Командование ВВС Ленинградского фронта выделило для обслуживания транспортной авиации несколько аэродромов под Ленинградом и на восточном берегу Ладожского озера. Пока транспортные самолеты базировались на ближних к Ленинграду аэродромах, экипажи совершали по 5–6 рейсов в день. Но из-за частых бомбардировок и артиллерийских обстрелов аэродромов, расположенных на окраинах города и в пригороде, транспортную авиацию пришлось перегнать на восточный берег Ладожского озера, откуда удавалось производить лишь 2–3 рейса.

Экипажи транспортных самолетов в любую погоду, при отсутствии видимости, при сильном ветре, интенсивном обледенении бесперебойно доставляли грузы в осажденный город. В тот период были опрокинуты все прежние технические нормы загрузки самолетов. Вместо 1,6 тонны, как предписывалось в инструкции по эксплуатации самолетов, на борт брали до 3 тонн.

Самолет ПС-84 доставил рабочих Кировского завода на Большую землю. Фото: blokada.otrok.ru

Самолет ПС-84 доставил рабочих Кировского завода на Большую землю.
Фото: blokada.otrok.ru

Источник

 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий


Rambler's Top100
Сайт работает на хостинге Beget.ru