Прощай, народное образование!

Ольга Леткова о принятом Госдумой в первом чтении законопроекте «Об образовании в РФ»

Закон об Образовании в РФ 
0
2135
Время на чтение 6 минут
17 октября Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации».

На рассмотрении Государственной Думы находились сразу два законопроекта об образовании. Один из них разработан Министерством образования, а второй - альтернативный, написан депутатами Госдумы - членами политической партии КПРФ и называется он - Закон «О народном образовании».

Депутаты Госдумы проголосовали за официальный законопроект, который представило Министерство образования. 292 человека поддержали закон, «против» проголосовало 77 человек. 292 человека - это голоса единороссов и ЛДПР. Что касается альтернативного закона, то его поддержали 209 человек. Это – голоса членов фракции КПРФ и ЛДПР, а также, за исключением троих, голоса «Справедливой России».

Таким образом, законопроект Минобрнауки парламентское большинство одобрило, а альтернативный вариант был отклонен.

Необходимо отметить, что первое чтение - это не окончательное принятие законопроекта, а голосование пока только за концепцию, то есть идею законопроекта.

Но уже понятно, какой текст в данном случае взят за основу и что нас ожидает в будущем.

А ждет нас много нового и интересного.

Так, согласно положениям законопроекта, родители теперь будут платить и за нахождение ребенка в детском саду, и за пребывание детей в группах продленного дня в школах. Оплате подлежит именно уход и присмотр за детьми. Поэтому и школа, и детский сад становятся платными. Причем в законопроекте цена услуги никак не ограничивается. Сказано только, что её будут устанавливать учредители образовательных организаций по собственному усмотрению. Нетрудно догадаться, что цены будет диктовать свободный рынок. Это может сделать недоступным пребывание детей в детских садах и в школах после занятий.

Между тем, сегодня в нашей стране забота о детях провозглашается одним из основных приоритетов государственной политики. Особое место уделяется борьбе с безнадзорностью, отсутствием родительского попечения. Но в таком случае, как можно принимать подобные нормы? Ведь именно они выталкивают множество детей из вполне благополучных семей на улицу. Одновременно новые законодательные инициативы обязывают родителей не оставлять детей без присмотра. Следовательно, это опять удар по родительскому «карману»: или платите за продленку, или нанимайте нянь. При этом родители будут нести ответственность, если с ребенком что-нибудь случится в этот период времени, или если ребенок просто окажется один. А если учесть ювенальную направленность нынешнего законодательства, то такая искусственная «маргинализация» семей с детьми может повлечь массовые репрессии в отношении родителей, не сумевших оплатить нахождение своего ребенка в образовательной организации.

Кроме того, платным станет пребывание детей и в школах-интернатах. Возможность поместить детей в интернат всегда была хорошей подмогой семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Это была реальная альтернатива сиротским организациям. Нашей Ассоциации не раз удавалось перевести ребенка из приюта в школу-интернат с тем, чтобы сохранить ему родную семью, когда родители действительно не могли заботиться о нем из-за бедности, по болезни или в иных случаях тяжелого стечения обстоятельств. Ребенок пять дней находился в интернате на обучении, а выходные проводил дома, он не становился сиротой. Теперь этот «спасательный круг» для нуждающихся в помощи семей, отобран.

Питание в школах тоже, скорее всего, станет платным, так как его финансовое обеспечение перекладывается на бюджеты субъектов Российской Федерации и будет осуществляться только в том случае, если они сами установят у себя в регионе такую норму. Там, где субъекты не захотят добровольно раскошелиться на питание в детских садах и школах, платить за это опять будут родители.

Нам также грозит снижение общего уровня образованности наших детей. Ведь согласно законопроекту, обязательными к преподаванию в школе будут предметы, установленные в Федеральном образовательном стандарте. А он, в свою очередь, устанавливается исполнительными органами государственной власти. Это подзаконный нормативный акт, который принимается в одностороннем порядке без какого-либо обсуждения и в любое время может быть изменен тем же кулуарным способом. Таким образом, мы лишаемся каких-либо гарантий получения полноценного образования, не говоря уже о том, что обучение детей за пределами образовательных стандартов будет оплачиваться из всё тех же бездонных карманов родителей.

В законопроекте также не нашли своё место нормы, направленные на защиту нравственности учеников и их психического здоровья. А ведь недавно вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Школа должна заботиться о том, чтобы ученики в стенах образовательных учреждений были защищены не только физически, но и информационно.

В законопроект не вошли положения, защищающие родителей от сбора, использования и передачи персональных данных и сведений о частной жизни всех членов семьи, которые не имеют отношения к образовательному процессу. Сегодня это повсеместная практика, вызывающая массовые жалобы и тревогу родителей.

Наиболее острый вопрос касается ЕГЭ. Подавляющее большинство родителей, экспертов и учителей требуют, чтобы у учеников школ была возможность сдавать экзамен в традиционной форме. Это связано не столько с трудностью сдачи этого экзамена, сколько с его негативным воздействием на детей. Процесс образования в школах превратился в «натаскивание» учеников на экзаменационные тесты. В результате школьники не приучаются думать, анализировать, исследовать материал, то есть они не становятся творческими, самостоятельно мыслящими личностями. Многие педагоги высшей школы жалуются, что поколение детей - ЕГЭ не способны самостоятельно принимать профессиональные решения. Для этого им нужно знать правильный ответ. Эта деформация подрастающих поколений, их интеллектуальное обнищание, влечет для нашего общества самые печальные последствия. Нам следует объективно оценить итоги введения в России ЕГЭ и как минимум дать людям альтернативу.

Между тем, иностранное влияние в сфере образования значительно расширяется. Так, согласно законопроекту, учредителями образовательных организаций могут быть и иностранные лица. А язык обучения будет определяться самой образовательной организацией. До сих пор у нас в стране был один государственный язык-русский, на котором и происходило обучение. Субъекты Федерации могли добавлять свои языки в качестве регионального компонента. Теперь каждый субъект Федерации сможет проводить обучение только на своем языке. Это значит, что мы теряем единое языковое пространство. Обучившись на одном языке, дети не смогут поступить в ВУЗ на территории другого субъекта Федерации или преодолеть языковой барьер при переезде в другой регион. Не говоря уже о том, что это первый шаг к разделу территориальной целостности государства. Иностранные организации также смогут готовить на территории России наиболее одаренных детей исключительно для себя, способствуя «утечке мозгов» за рубеж.

Родители на всем протяжении обсуждения законопроекта отстаивали возможность своего участия в управлении образовательными организациями, влияния на образовательный процесс. И в редакции законопроекта, внесенного в Государственную Думу, предусмотрены «Советы родителей», как орган самоуправления образовательной организации. Однако, согласно законопроекту, они могут образовываться только в том случае, если это предусмотрено в уставе самой образовательной организации. То есть, Советы родителей будут только в тех образовательных организациях, где учредители сами захотят создать такой орган. Не трудно догадаться, что организации, деятельность которых может вызвать недовольство родителей, вряд ли станут образовывать у себя дополнительный контрольный орган, Да и закрыть его можно будет в любой момент простым решением учредителей о внесении изменений в Устав образовательной организации. Такое положение делает не работающей схему участия родителей в образовательном процессе. Однако – образование ребенка – это в первую очередь право родителя как его законного представителя. А в ситуации всё большей коммерциализации образования родители становятся ещё и заказчиками образовательных услуг. И они должны иметь возможность контроля качества их выполнения. Поэтому законопроект должен содержать работающие правовые механизмы, обеспечивающие родителям возможность полноценного осуществления своих прав.

10 октября в Государственной Думе состоялись парламентские слушания по законопроекту «Об образовании», на которых представители АРКС изложили основные претензии к нему родительской общественности. Наша позиция нашла понимание у заместителя Председателя думского Комитета по образованию Олега Смолина. Мы направим ему свои поправки в соответствии с регламентом Госдумы в тридцатидневный срок после принятия законопроекта в первом чтении.

Будут ли они удовлетворены Госдумой и в каком объеме, пока не известно. Это во многом зависит от активности родительской общественности. Возможно, что-то удастся изменить.

Однако какие бы поправки не были учтены Государственной Думой, концепция законопроекта уже принята и жить нам теперь придется по закону Минобраза. А это значит, что мы распрощались с общедоступным, бесплатным, всеобщим и поистине НАРОДНЫМ образованием.

Ольга Леткова, директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, член Центрального Совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ России «АРКС»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Либералов-прозападников в топку!

Срочно очистить Госдуму и правительство от антинародных депутатов. И плавно изменить курс страны. На дворе XXI век! Власть должна основываться на доверии граждан. Но правительство и либеральная часть Госдумы делают всё для скорейшего краха страны.

3. Ответ на 1., дезинфектор:

Наверное, Путин не знает об этом......

Уважаемый дезинфектор ( чуть не сказал "ассенизатор", - извини)! Интересно, по недомыслию или специально все время приплетаешь Путина? У нас что, у Президента есть полномочия обсуждать или принимать законы? Дезинфектор, ты разве не в курсе, что для этого у нас есть ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ в лице Госдумы? И если ОНА (Госдума) принимает закон, то Президенту остается ТОЛЬКО ЕГО ПОДПИСАТЬ. Вот и все, на что при таком раскладе уполномочен Президент России - в данном случае Владимир Владимирович Путин.Потому что одобрили тот или иной закон НАРОДНЫЕ ИЗБРАННИКИ, т.е полномочные ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАРОДА,которым он - НАРОД- делегировал свои полномочия для совершения подобных действий. Это называется ДЕМОКРАТИЯ, за которую вы так все сильно либерально настроенные люди ратуете. Лично я не считаю это демократией, поскольку такая система и приводит к идиотизму, когда подавляющее большинство народа ПРОТИВ закона, а Президент ОБЯЗАН его подписать. Потому что ДЕМОКРАТИЯ!... Один мой знакомый, - тоже, как ты Путина не любит, - рассказывает, мол, ездил в Питер, колесо по дороге потерял. "Что же, говорит, дорогу в Питер и то не может сделать, а еще Президент!". Я говорю, а дорогу тоже Президент должен делать?!" А он мне " А как же?!". Ребята,с головкой-то все в порядке? Президент может вмешаться, как недавно это сделал тот В.В.Путин, когда собирались ввести закон "о ювенальных судах". Он обратился к общественности6 дайте мне 100 тысяч подписей против этого закона, я приму меры.Потребовалось куча времени, нервов, сил, - денег, наверное, чтобы собирать народ на митинги, устраивать пикеты, изготавливать и распространять агитационные материалы, чтобы народ возбудился и подписал воззвание(по скольку в нашем демократическом обществе сделать это через СМИ, - в том числе и контролируемые, якобы, государством, это сделать никак нельзя поскольку - ну, ты понимаешь - ведь ДЕМОКРАТИЯ же!). Вот собрали 140 тысяч подписей и Путин этот закон завернул. Дезинфектор, ты не хочешь обратиться к друзьям из всяких общественных палат, президентских советов и прочих многочисленных структур, которые как мухи облепили ( и до невозможности загадили) все подходы и проходы к Президенту, с тем чтобы они по поводу законов и, дорог, коррупции и прочих негативных явлений нашей жизни обращались друг к другу, желательно публично, а мы послушаем, что они будут друг другу отвечать. Спасибо.
Сава / 20.10.2012, 12:56

2. Re: Прощай, народное образование!

Очень верная статья. Такое впечатление, что государство задумало искоренить образование в России. Это понятно: неграмотным быдлом проще управлять с помощью пропаганды. ЕГЭ - один из шагов в оболванивании молодёжи - был сделан уже давно. Теперь осталось установить имущественный ценз для обучения, что фактически будет означать тот самый старый и знаменитый закон "О кухаркиных детях".

1. Re: Прощай, народное образование!

Наверное, Путин не знает об этом......
дезинфектор / 19.10.2012, 13:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Леткова
Все статьи Ольга Леткова
Закон об Образовании в РФ
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11